top of page

Выбираем аудитора

В современных условиях жесткой экономии средств, высоких рисков и неуклонно обостряющейся конкуренции, к выбору поставщика услуг предъявляются особые требования. Правильный выбор контрагента может стать чуть ли не определяющим фактором успеха. Это в полной мере относится к выбору аудиторской компании.

 

Случайный, опрометчивый выбор контрагента - аудитора, не имеющего соответствующего опыта и квалификации, может обернуться для компании серьезными проблемами и даже убытками.

 

А ведь бывает и так, что компания приняв звонок от аудитора рассматривает его коммерческое предложение и заключает с ним договор, не проверив должным образом его компетенцию, не изучив хотя бы еще 2-3 предложения от других аудиторских компаний. На аудиторском языке это называется случайный метод выборки, и считается у аудиторов самым не надежным методом, используемым крайне редко. В то же время понять такую практику можно, ведь у главного бухгалтера или финансового директора попросту не хватает времени для глубокого анализа и изучения рынка аудиторских услуг. Тем более, что сегодня этот рынок перенасыщен, и выбрать аудиторскую компанию с оптимальным соотношением цена/качество – задача не тривиальная.

 

Действительно, выбрать поставщика услуги, тем более такой специфичной как аудит, не так просто, ведь речь идет не о товаре, который перед покупкой можно пощупать, примерить или попробовать на вкус, здесь отсутствуют физико-технические данные. Как же поступить в такой ситуации, как сделать правильный выбор?

 

Признаем, что бы выбрать достойного кандидата среди множества аудиторских компаний необходимо уделить этому не мало времени, тщательно проверяя компании по определенным критериям, отсекая мошенников, компании с плохой репутацией и тех, кто не обладает должными компетенциями. Необходимо обработать значительный массив информации, изучить рынок, проанализировать параметры, провести встречи, осуществить соответствующие запросы, экспертизу договора на аудиторские услуги, и много других необходимых процедур.

 

Понятно, что в будущем эти усилия окупятся втройне, но у сотрудника компании, ответственного за выбор аудитора возникает резонный вопрос, как же это сделать, при катастрофической нехватки времени и ресурсов, когда и так полно текущих задач, которые требуют немедленного решения, да еще и при отсутствии специальных знаний рынка аудиторских услуг. 

 

Ответ очевиден, необходимо обратиться за помощью к специалистам. Наша площадка создана независимыми экспертами, которые имеют опыт работы на аудиторском рынке более 10 лет. Отлично зная как устроен рынок аудиторских услуг, мы готовы раскрыть вам его секреты и специфику, тем самым значительно снизив для вас риск неудачного выбора. Кроме того, с помощью нашего сайта процесс поиска аудиторской компании максимально оптимизирован, что дает существенную экономию времени, а генеральная совокупность аудиторских компаний, представленных на выбор впечатляет. 

 

Использование услуг наших экспертов сделает ваш выбор максимально успешным, к тому же они совершенно бесплатны.

 

Итак, по каким же показателям мы помогаем вам отобрать кандидатов таким образом, что бы только самый достойный аудитор подходящий именно для вашей компании, вышел победителем.

 

Нашими экспертами разработана специальная методика анализа аудиторских компаний, базирующаяся на 12 критериях.

 

Каждый критерий оценивается по 3-х бальной шкале.

При калькуляции рейтинга компании, учитываются такие показатели как:

 

1. Опыт работы компании в сфере аудита

2. Количество аттестованных аудиторов в штате компании

3. Рейтинг в Эксперт Ра

4. Наличие договора со страховой компанией

5. Наличие у компании сайта, его актуальность, отзывы клиентов

6. Наличие постоянного офиса (в аренде или собственности)

7. Специализация аудиторской компании

8. Опыт и должность аудитора, который будет руководить проверкой, в т.ч. опыт проверок компаний вашей сферы деятельности

9. Предусмотрено ли в рамках договора на аудит бесплатное консультационное сопровождение

10. Проводит ли аудиторская компания семинары для бухгалтеров

11. Состоит ли компания в международных сетях или ассоциациях

12. Имеется ли у аудиторской компании программа лояльности к клиенту

Необходимо отметить, что даже такая детальная и обстоятельная методика не дает гарантии идеального выбора, например, такой важный критерий как дата основания компании не гарантирует, что компания обладает необходимыми наработками и окажет услуги на высшем уровне. Исходя из нашего опыта можем констатировать, что часто молодые аудиторские компании стараясь закрепиться на рынке аудиторских услуг предлагают очень хорошие условия по соотношению цена/качество, при этом весьма ответственно подходя к внутреннему контролю качества предоставляемых услуг. Отзывы на сайтах компаний и даже рекомендация знакомого коллеги также не являются стопроцентной гарантией того, что рекомендуемая аудиторская фирма подойдет именно для вашей компании.

 

Поэтому только исходя из всей совокупности вышеперечисленных показателей:

- рейтинга компании,

- репутации компании,

- наличия прохождения аудиторской компанией контроля качества со стороны СРО,

- того, на сколько подробно в договоре прописана ответственность аудитора,

- примут ли участие в проверке юристы аудиторской компании,

- впечатления от личного контакта с представителями аудиторской компании и руководителем проверки,

а также приняв во внимание как выразился генерал армии Золотов, ценовую составляющую, вы и сделаете ваш оптимальный и правильный выбор.

 

Важно отметить, что все аудиторские компании, которые будут участвовать в конкурсе после заполнения вами анкеты, уже прошли первичный отбор на полное соответствие Федеральному закону "Об аудиторской деятельности" №307-ФЗ от 30.12.2008г., в т.ч. по условию вхождения в СРО, соблюдению минимального порога численности аудиторов в штате компании и пр. Мы гарантируем, что участвующие в конкурсе аудиторские компании полностью отвечают требованиям вышеуказанного закона.

 

Кроме того, эксперты Аудит-Маркет также готовы помочь вам произвести анализ предлагаемого аудиторской компанией к подписанию договора на оказание аудиторских услуг. Здесь также может скрываться множество подводных камней, которые при спорных ситуациях могут сыграть не в пользу вашей компании. Например:

- указан ли в договоре метод определения уровня существенности, который будет использоваться при проверке,

- указано ли в договоре точное количество аудито-дней, необходимое, для проведения работ,

- какую ответственность несет аудитор за свои рекомендации и консультации помимо ответственности, предусмотренной 307-ФЗ и ГКРФ

- указаны ли конкретные сроки начала и окончания проверки, дата выдачи отчета и аудиторского заключения

- определена ли ответственность аудитора за несоблюдение сроков и условий договора

и многие другие важные аспекты.

 

В контексте ответственности аудитора необходимо также иметь ввиду понятие аудиторской выборки, означающее, что аудитор не может проверить все сплошным методом. Также следует понимать, что в рамках аудиторской проверки аудитор подтверждает достоверность бухгалтерской отчетности, но не налоговых деклараций. В связи с этим доказать виновность аудитора и обязать его компенсировать убытки, на практике крайне сложно. Как правило, в таких случаях суды встают на сторону аудиторских компаний, руководствуясь тем, что сам факт доначислений со стороны налоговых органов за период, проверенный аудиторами, не является доказательством их некачественной работы (постановления ФАС Центрального от 08.04.2011 по делу N А35-6540/2010, от 07.04.2011 по делу N А35-6539/2010). Также, по мнению судов, для подтверждения некачественного аудита необходимо доказать, что аудиторы и налоговые инспекторы проверяли одни и те же документы, что на практике очень сложно.

 

Исходя из этого, рекомендуем подходить к выбору аудитора максимально внимательно, как можно подробнее прописывая в договоре ответственность аудитора.

 

Теперь, о ценах на аудиторские услуги.

 

Как правило стоимость аудиторской проверки формируется исходя из показателей отчетности клиента и анкеты по основным количественным показателям. На некоторых сайтах аудиторских компаний имеются калькуляторы расчета стоимости услуг, однако они не всегда позволяют объективно оценить объемы трудозатрат, например если в анкете запрашивается показатель выручки, но отсутствует показатель количества операций по реализации, цена формируется не корректно, ведь величина выручки не определяет объем аудито-часов, необходимых для ее проверки, тогда как количество операций по реализации как раз определяет. Аналогично по другим показателям, где важны не столько абсолютные величины, сколько количественные показатели. Однако на практике бывает совсем не так. Часто стоимость проверки формируется как определенный процент от выручки, другими словами не на основе трудозатрат, как должно быть, а исходя из платежеспособности клиента, или из другой неформальной логики. Особенно от такого подхода могут пострадать торговые компании, инвесторы, компании с высоким уровнем активов, но с не большим документооборотом. На нашем сайте такое исключено. 

 

Один из важнейших этапов для осуществления окончательного выбора это личное знакомство и проведение переговоров с представителями аудиторской компании, и если это возможно, с непосредственным руководителем проверки. 

 

Простое человеческое общение с аудитором  даст вам понимание насколько понятно, аргументировано и логично аудитор излагает свои мысли (это будет очень важно в будущем)

 

На переговорах предполагаемому руководителю проверки можно задать несколько вопросов касающихся специфики учета тех или иных операций в сфере деятельности вашей компании.

 

Поинтересуйтесь у аудитора, потребуется ли ему посещение склада, производства, автобазы, строительной площадки, необходимо ли будет общение с сотрудниками производства, менеджерами, юристами.  Положительный ответ - хороший знак, все это хорошо повлияет для понимания аудитором отраслевой специфики, и соответственно для повышения качества оказываемых им услуг.

 

Также важно убедиться, что в состав аудиторской группы войдут аттестованные аудиторы, помните, вы платите за аудито-дни, а это значит, что вы не обязаны в рамках аудиторской проверки оплачивать труд ассистентов аудитора или консультантов. На нашей практике бывало и такое, что в состав группы входил один аттестованный аудитор (руководитель проверки) и трое ассистентов аудитора, таким образом создавалась видимость работы, при этом в договоре не было прописано конкретное количество аудито-часов, необходимых для проверки. В данной ситуации качество предоставляемых аудиторской компанией услуг страдало, т.к. ассистент не имея соответствующей квалификации и опыта привлекается зачастую исключительно для осуществления чисто технических процедур.

 

Также рекомендуем добиться что бы руководителем проверки был назначен не просто аудитор, а ведущий или старший аудитор, обладающий опытом проверок компаний вашей сферы не менее пяти лет. 

 

Важно обговорить, что называется на берегу, планируемое взаимодействие бухгалтерии и аудиторской группы в части документооборота, сроков предоставления документов и пояснений, в т.ч. письменных, возможности исправлений ошибок в процессе проверки и пр. Проверка не должна стать причиной остановки работы бухгалтерии или ее чрезмерной перезагруженности, а должна проходить комфортно для всех заинтересованных сторон.

 

По вашей просьбе эксперт от нашей компании может принять участие в переговорах и задать вопросы что называется как аудитор аудитору.

 

Будет также не лишним запросить аттестаты всех аудиторов, участвующих в проверке и проверить (подтвердить) их статус по реестру Минфина России. 

 

Подводя итог,  можно с уверенностью сказать, что ответственный подход к процессу выбора абсолютно во всех сферах нашей жизни существенно избавляет нас от возможных проблем в будущем, и конечно же время, потраченное на этот процесс окупается с лихвой. А с нашей помощью процесс выбора для вас будет максимально быстрым и эффективным.  

Удачного вам выбора друзья!

Как это работает
Зубы в машине

 1. Заполняем анкету 

      на нашем сайте

 2. Анализируем 

      полученные КП,              изучаем рейтинги

      и информацию

      по компаниям

 3. Выбираем 2-3 

      компании 

 4. Проводим 

      переговоры 

 5. Подписываем 

      договор. 

Бесплатная
консультация по
телефону
+7(950) 043-82-07

 

 

 

 

 

ЕMAIL:

info@audit-market.ru

Звенит телефон
Помогаем сделать правильный выбор
Экономим Ваше время
медитации
Осуществляем консультационную поддержку
Консультация юриста
документы
rafaello-500x500.jpg
Мы также бесплатно помогаем найти подходящих именно вам контрагентов по следующим услугам:
bottom of page